Никольский храм село Ново-Загарье

2Никольский храм2

Никольский храм, с. Ново-ЗагарьеСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Павлово-Посадское благочиние

Престольный праздник: свт. Николая (19 декабря, 22 мая)

Настоятель: протоиерей Димитрий Босов, 1967

Приделы:
Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)
вмц. Параскевы Пятницы (10 ноября)

Nikolsky_hram@mail.ru
8-(49643) 7-23-17
Адрес:
Московская область, Павлово-Посадский район, село Ново-Загарье, 88А

Общая информация

В начале XVII в. в дворцовой Загарской волости была деревянная церковь Святителя Николая, стоявшая исстари. В 1710 г. на погосте Никольском две церкви — Святителя Николая и Великомученицы Параскевы. Когда Загарская волость была пожалована Алексею Александровичу Курбатову, то вместо второй из церквей была построена каменная церковь Успения. Деревянная церковь разобрана в 1850 г., на месте её алтаря поставлена часовня. В 1753 г. «на погосте Никольском, названным селом, было 2 церкви. При церквах находились священники: Иван Петров 1710 — 1711 г., Илья Аникитин 1712 — 1720 г., Андрей Андреев 1726 г., Семен Федоров 1753 г., диакон Иван Семенов 1753 г., дьячок Евсей Петров 1710 г., Григорий Андреев 1715 — 1726 г. и Михаил Григорьев и пономарь Дмитрий Карпов 1753 г.». В 1628 г. в писцовых книгах упоминалась одна церковь на погосте Никольском во имя Николая Чудотворца, а в 1753 г. уже две. За это время была построена рядом с Никольской вторая деревянная церковь — во имя великомученицы Параскевы — Пятницы. Затем эта церковь была разобрана по указанию нового владельца волости Загарье А.А.Курбатова, чтоб на её месте построить уже каменный храм. Что и было сделано. В 1715 году храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В 1840 году было решено произвести строительство по увеличению объемов трапезной каменной церкви Успенья Пресвятой Богородицы. В 1844 году по проекту замечательного архитектора Императорского Воспитательного дома Афанасия Григорьева были закончены работы по возведению двух теплых приделов трапезной: во имя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы — Пятницы. При церкви была построена и двухъярусная каменная колокольня. Огромная работа была завершена, благодаря стараниям священников Николая Руднева, Матфея Косьмина-Александрова и материальной помощи Ф.В.Самарина. Храм, который построен был по воле Курбатова А.А., разобран не был, он существует до сих пор, как главный придел во имя Успенья Пресвятой Богородицы. Он органично «вписался» в обновленный храм. А в 1850 г. была разобрана первая деревянная церковь Загарья во имя Николая Чудотворца. На месте её Святого Престола тогда же поставили каменный столп с крестом наверху и иконой Николая Чудотворца. Этот столп стоит и поныне с западной стороны от храма. В 1906 году было начато строительство новой трапезной Свято Никольской церкви, т.к. прежняя, сооруженная в 1844 году, пришла в ветхое состояние. Новая трапезная строилась по проекту архитектора В.П.Десятова в псевдорусском стиле. Закончилось строительство её в 1911 году. Красный кирпич был использован и для сооружения трапезной, и для кладки как бы скафандра вокруг старой колокольни. Колокольня стала 3-х ярусной. Щедрые пожертвования на строительство делал купец Русаков Тимофей Тимофеевич. Были пожертвования и от других состоятельных лиц. «Трапеза с двумя приделами получилась огромных размеров в два света. Главный вход в храм был украшен ажурным каменным крыльцом. Над крыльцом возвышается массивная сень, своды которой опираются на две колонны изящной кирпичной кладки». В настоящее время церковь имеет тот вид, который приобрела в 1911 году. Бездействовал храм в течение 5 лет: с 1938 года по 1943-й. Духовенство подвергли репрессиям. Протоиерей Алексей Измаилович Цветков, который юношей приступил к службе в Никольской церкви и прослужил в ней 43 года, умер в лагере в возрасте 66 лет. Он хорошо знал свой приход, знал обо всех бедах и радостях своих прихожан, старался помочь им, поддержать. С теплотой о нем вспоминают многие, прихожане его уважали. «На северной стороне улицы села (напротив больницы) стояли дома священно- и церковнослужителей. В двухэтажном доме жил священник А.И.Цветков, в угловом доме — дьякон Троицкий (слева от дома Цветкова). В третьем доме от угла жил дьячок Груздев, за ним — дом просвирницы, следующий — дом священника Былова» — это осталось в памяти сестер Нартовых. За этими домами — лес, он справа от шоссе, если ехать от д. Данилово в Ново-Загарье. Его до сих пор зовут «поповским». На колокольне насчитывалось восемь колоколов. Самый большой колокол весом в 315 пудов 28 фунтов был отлит в Ярославле на средства почетного гражданина купца Порфирия Оловянишникова в 1873 г. Имя этого Ярославского 1-й гильдии купца можно было прочесть в «Списке похвальных наград по Всероссийской Мануфактурной Выставке 1870 года в Санкт-Петербурге» среди награжденных бронзовыми медалями. Он был отмечен «за высокого достоинства белила». Бывший настоятель храма, покойный протоиерей Михаил Сырчин рассказывал, что прихожане ему поведали, что огромный колокол доставили до ближайшей станции на платформе по железной дороге, а до храма, впрягшись в огромные сани, специально для этого сооруженные, передавая от деревни к деревне, как в эстафете, этот святой дар везли крестьяне. При советской власти колокола были уничтожены. Теперь усилиями прихожан вновь возрождается церковный колокольный звон, утраченный в годы советской власти. В день празднования Петра и Павла в 2007 году были торжественно освящены новые колокола для церковной звонницы, которая вновь обрела свой голос после многолетнего молчания. К лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года был причислен настоятель храма протоиерей Александр Воздвиженский, который был расстрелян за веру 13 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В день его памяти прихожане собираются на Божественную Литургию и молебен. В храме находится его икона, написанная на пожертвования усердных прихожан. К священномученику Александру обращаются как к покровителю прихода. Приход объединяет собою двенадцать деревень южной окраины Павлово-Посадского района. Сегодня храм для окружающих его деревень является духовным и просветительским центром, объединяющим местное православное население.