Священномученик Петр (в мире Павел Иванович Мамонтов) родился 7 июня 1880 года в большом приокском селе Дединове Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Родители отца Петра жили в достатке, имели большой дом с надворными постройками, две коровы, лошадь, фруктовый сад. В селе Дединове отец Петр окончил церковноприходскую школу и в возрасте тринадцати лет переехал в Москву и поступил работать в магазин. Имея боголюбивую душу, он уже в юные годы почувствовал призвание к иноческой жизни и ушел в Спасо – Преображенский Гуслицкий монастырь, но прожил в нем всего лишь один год. Павлу Ивановичу предстояло быть мобилизованным на действительную военную службу, и поэтому, оставив монастырь, он в ожидании призыва поступил работать муфленщиком на фарфоровый завод в Дулеве.
В 1902 году он был призван на военную службу, но прослужил только один месяц и вернулся на завод. Проработав на заводе полгода, Павел Иванович уже окончательно определился и решил вступить на монашеский путь.Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, насельником которого стал Павел Мамонтов, был основан в середине 19 столетия в местности, населенной старообрядцами. По мысли основателей монастыря, православные иноки высоким примером своей жизни, строгостью и ревностью в следовании церковному Уставу должны были способствовать уврачеванию язв, нанесенных церковным расколом, и привлечению раскольников в лоно православия.13 октября 1908 года Павел Иванович Мамонтов был определен в число монастырского братства, 29 июня 1912 года пострижен в мантию с именем Петр, а 18 апреля 1914 года рукоположен во иеродиакона. В Гуслицком монастыре иеродиакон Петр пребывал до его закрытия в 1929 году. В 1919 – 1921 годах, в период гражданской войны, он, будучи мобилизованным в тыловое ополчение, служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете. В 1930 году отец Петр был определен на служение к церкви во имя святого великомученика Никиты у деревни Бывалино под городом Павловским Посадом Московской области. 15 августа 1933 года служивший в Никитской церкви протоиерей Иоанн Троицкий был перемещен к церкви Рождества Богородицы у деревни Севастьяново, и тогда отец Петр был рукоположен во иеромонаха.Отец Петр был из монахов-простецов. С юности, следуя влечению верующего сердца, он пожелал служить Единому Богу и знать только «единое на потребу», житие иметь равноангельское. Не изведав книжной премудрости, не был он учителен, не имел особых административных талантов, но был благонадежный монах, верный раб Божий.В деревне Бывалино отец Петр жил на квартире и своего хозяйства не мог иметь. Между тем, от него требовали уплаты то одного, то другого налога, обрекая его на крайнюю нищету и вынуждая оставить священнослужение. Но отец Петр, испытывая всевозможные стеснения, только укреплялся в своем уповании на Бога и к этому же звал свою паству. В том, что повсеместно разоряют храмы, снимают колокола, закрывают приходы, арестовывают и ссылают священнослужителей, он видел признаки приближения последних времен, времени пришествия Антихриста. Отец Петр верил в то, что никакие гонения не могут отлучить православных от любви Божией и что, если даже и закроют храмы, христиане в домах своих будут молиться Богу.27 сентября 1937 года, в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня, отец Петр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия; прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведен денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено в вину отцу Петру.В начале ноября 1937 года были допрошены лжесвидетели и на основе их « показаний» отец Петр был обвинен в том, что «систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством».18 ноября отец Петр был арестован и заключен в тюрьму города Ногинска. 22 ноября 1937 года он был допрошен сержантами госбезопасности Литовым и Рамочкиным.
— Подвергались ли Вы репрессиям советской властью?
— Нет, за исключением лишения избирательных прав как б.(ывший) монах, впоследствии как священник.
— Следствие располагает материалом (о том), что Вы систематически занимались антисоветской агитацией, направленной против мероприятий , проводимых партией и правительством. Признаете себя в этом виновным?
— Нет, я никогда никакой антисоветской агитацией не занимался и виновным себя не признаю в этом.
— Следствию известно, что Вы неодобрительно отзывались в области налоговой политики и контрреволюционно клеветали на проводимые мероприятия советской властью. Признаете себя в этом виновным?
— Нет я никогда ничего не говорил и виновным себя не признаю.
— Следствию известно, что вы высказывали антисоветское недовольство по адресу советской власти в области гонения не религию… опошляли руководство советской власти. Признаете себя в этом виновным?
— Нет, я этого не говорил и всю виновность свою отрицаю.
— Вы следствию даете ложные показания, следствие требует от Вас правдивых показаний по существу дела.
— Ни в чем в этом я не признаю себя виновным и показываю следствию сущую правду. «…»
— Дайте подробные показания (о том), чем Вы занимались с начала Вашей самостоятельной жизни по день Вашего ареста.
— Моя трудовая жизнь началась с тринадцатилетнего возраста; в 1893 году я поступил работать мальчиком в магазин в городе Москве и там проработал. В этом же году я ушел в Гуслицкий монастырь, где пробыл один год; так как мне предстоял призыв, я ушел из монастыря работать на завод в Дулево Московской области, где и работал до призыва в качестве муфельщика. В 1902 году был призван на действительную военную службу, но прослужил только один месяц как ополченец. После этого, проработав на заводе с полгода, ушел обратно в монастырь, в котором с 1902 года по 1930 год оставался на службе, в течение этого времени из монастыря никуда не уходил. В 1930 году наш монастырь распался, я поступил на службу в Павлово-Посадский район, в церковь Никиты мученика, в качестве диакона и в этом сане прослужил до 1933 года. Но, когда священник Троицкий из этой церкви ушел, я заступил в сан священника… и служил по день моего ареста.
— Подвергались ли Вы репрессии органами НКВД; если да, то поясните за что?
— Нет, я репрессии органом НКВД никогда не подвергался.
— А кто у Вас есть из родственников репрессированных органами НКВД.
— Из числа моих родственников репрессированных органами НКВД нет, и притом же я с родственниками никакой связи не имею с 1923 год и в настоящее время не знаю, где они находятся.
— Следствие располагает материалом о том, что Вы систематически ведете контрреволюционную агитацию среди верующих и колхозников, прикрываясь религией; по этому вопросу требуем от Вас подробных и откровенных показаний
— Нет, я никакой контрреволюционной агитацией не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
— Скажите, а что Вы говорили 27 сентября 1937 года среди верующих в церкви во время службы религиозного праздника так называемого Воздвиженья?— Нет, я во время службы в церкви среди верующих никогда ничего не говорил.
— Скажите Мамонтов, а что Вы говорили членам церковного совета по отношению Священного Писания?— По отношению Священного Писания я никогда ни с кем не говорил.
— А что Вы говорили по отношению Вашей тяжелой жизни?
— Нет, я никогда о своей жизни ни с кем не говорил.
— Следствию известно о том, что Вы систематически ведете контрреволюционную агитацию, высказываете свои недовольства по отношению к существующему строю и распространяете провокационные слухи, что советская власть делает гонение на религию. Признаете Вы это?
— Нет, я это не признаю, никогда и нигде ничего такого я не высказывал.
— Вам поставлен ряд вопросов о Вашей контрреволюционной деятельности, но Вы все еще продолжаете отрицать еще раз требует от Вас откровенных и правдивых показаний.
— Нет, я никакой контрреволюционной деятельностью не занимался и остаюсь при ранее данных мною показаний, более показать ничего не могу…
В тот же день, 22 ноября, начальник Павлово-Посадского района отделения УНКВД младший лейтенант госбезопасности Пелькен в обвинительном заключении по следственному делу священника Мамонтова написал, что последний, «будучи исключительно настроенным против существующего советского строя, вел систематическую антисоветскую агитацию среди верующих и колхозников против проводимых мероприятий партией и правительством, направленную на подрыв колхозного строительства, распространял провокационные слухи, что советская власть делает гонение на религию и т.д, — и поставил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области. 25 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССР на своем заседании постановила «Мамонтова Павла Ивановича расстрелять».2 декабря 1937 года священномученик Петр был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД под Москвой.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ПЕТРЕ, МОЛИ БОГА О НАС!